мини нпз алматинской области– cccp-online.ru

мини нпз алматинской области

Минэнергетики РК: Мини-НПЗ не могут удовлетворить потребности внутреннего рынка ГСМ

Установки от экстрасенса 700х170

Мини-НПЗ имеют техническую возможность переработать 6,5 млн. тонн нефти в год, однако в 2015 году фактически переработано 458,5 тыс. тонн.

На территории РК зарегистрированы и имеют паспорта производства 34 мини-НПЗ. Согласно паспортам производства, мини-НПЗ имеют техническую возможность переработать 6,5 млн. тонн нефти в год, однако в 2015 году фактически переработано 458,5 тыс. тонн, что составляет 3% от общего объема переработки нефти в стране , сообщает Zakon . kz со ссылкой на пресс-службу Министерства энергетики РК.

Выработка востребованных видов нефтепродуктов на мини-НПЗ незначительная. Так как, технологические установки на мини-НПЗ не позволяют выработать больше светлых видов нефтепродуктов.

Между тем, Министерство энергетики РК заявило, что принимаются все необходимые меры для улучшения ситуации на внутреннем рынке ГСМ и переработки нефти. В частности, ведется работа по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты в части сокращения перечня нефтепродуктов до уровня, который не будет создавать препятствия для работы как мини-НПЗ, так и для крупных, а также внесения изменений в Закон РК для исключения существующих барьеров. Кроме того, проводятся меры по улучшению экономики при поставке нефти на внутренний рынок.

В настоящее время при плане поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы РК 14,5 млн тонн в год средняя нагрузка на недропользователей по поставкам нефти на НПЗ (без учета Тенгизского, Северо-Каспийского и Карачаганакского проектов) составляет порядка 40-60% от добычи. Действующие контракты на недропользование были подписаны в 90-х, 2000-х годах и не учитывают текущие реалии.

В целях улучшения экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок Министерство энергетики РК совместно с заинтересованными государственными органами и организациями ведет политику полной либерализации рынка нефтепродуктов и газа. Для недропользователей приняты следующие меры:

1. Отменено государственное регулирование цен на дизельное топливо и на бензин марки Аи-92/93. В 2017 году после процедуры согласования планируется дерегулирование бензина марки Аи-80 (единственный нефтепродукт, цена которого регулируется Министерством);

2. Снижена экспортная таможенная пошлина на мазут с 60 до 30 долларов за тонну.

3. Отпускная цена на мазут для прохождения отопительного периода, а также цена дизельного топлива для проведения полевых работ утверждены на уровне рыночной.

4. Увеличена предельная оптовая цена реализации сжиженного нефтяного газа от заводов-производителей для внутреннего рынка РК.

Следует отметить, что до момента принятия решений, касающихся широкого круга потребителей, Министерством энергетики РК проводится разъяснительная кампания с участием всех ведущих СМИ.

При этом вышепринятые меры недостаточны для нивелирования экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок по сравнению с экспортными направлениями. В связи с чем Министерство энергетики предлагает следующие меры по обеспечению внутреннего рынка нефтью до 2030 года:

1. Экономическое стимулирование нефтепереработки в РК путем:

– снижения и унификации ставок вывозных пошлин на темные нефтепродукты (вакуумный газойль, печное топливо и мазут);

– снижения уровня НДПИ при поставке нефти на внутренний рынок;

– выравнивания ставок акцизов на импортируемый и отечественный бензин, и дизельное топливо;

– отмены государственного регулирования цен на АИ-80 и СУВГ (сжиженный углеводородный газ);

– отмены механизма удешевления дизтоплива для сельского хозяйства и удешевления цен на мазут для социально-производственных объектов и учреждений.

2. Необходимость принятия решения с инвесторами по вопросу увеличения долей поставки нефти на внутренний рынок по вновь заключаемым контрактам;

3. Обеспечение процедуры продаж нефти недропользователями через товарные биржи;

4. Реформа законодательства о недропользовании, налогового законодательства для увеличения инвестиций в геологоразведку, поддерживания уровня добычи по действующим и новым проектам.

Министерство энергетики РК предпринимает масштабная работа совместно со всеми государственными органами, а также ведет прямой диалог с недропользователями, ассоциацией «Kazenergy» по реализации вышеуказанных мероприятий.

В Актюбинской, Южно-Казахстанской, Алматинской областях и на западе страны

Несколько новых мини-НПЗ могут быть запущены в Казахстане в 2014—2015 годах. несмотря на то, что уже действующие малые предприятия сталкиваются с дефицитом сырья, сообщает ценовое агентство Argus.

Частные казахстанские компании в настоящее время строят четыре нефтеперерабатывающих завода мощностью от 300 до 800 тыс. тонн в год каждый в Актюбинской, Южно-Казахстанской, Алматинской областях, а также на западе страны, сообщает nefttrans.ru.

Ранее в Казахстане были сняты ограничения на ввоз нефтепродуктов из России. «Разрешение было дано только государственной компании «КазМунайГаз». Это было связано с тем, что нефтепродуктов из России не может быть в большом количестве, потому что у нас подписано взаимное соглашение и утверждены индикативный баланс, в котором оговорены объемы на год нефтепродуктов, которые мы имеем возможность завозить из России беспошлинно», – пояснил Карабалин.

За первые полгода в Казахстане переработано 7,2 млн. тонн нефти, выполнение к прошлому году составил 100,5%.

По словам экс-министра нефти и газа Казахстана Узакбая Карабалина, в настоящее время идет процесс модернизации казахстанских НПЗ, которое планируется завершить в 2016 году. В период 2017-2022 годах Казахстан будет полностью обеспечен бензином, дизельным топливом, авиакерасином по стандарту Евро 4 и Евро 5.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Почему мы в Казахстане бесконечно обсуждаем проблемы только трех НПЗ? Может, стоит задуматься о строительстве мини-заводов по глубокой переработке нефти?

И создать соответствующие стимулы для инвесторов? – такое мнение высказал председатель Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользования Александр МИЛЮТИН.

“Караван” решил разобраться, выгодно ли строить мини-НПЗ в Казахстане.

Строительство небольших НПЗ в регионах может решить проблему обеспечения страны недорогим бензином и дизельным топливом. Но нефти для таких заводов в стране все равно нет.

Топливо – даже из мусора

– С помощью мини-НПЗ, размещенных в различных регионах, можно создать систему, которая не только заполнит дефицит топлива на рынке страны, но и позволит перерабатывать отходы, – уверен директор ТОО “КазСпецТехнологии” Родион ФАЗЛЕЕВ.

– Ведь эти установки можно настраивать под любой вид сырья. Они забирают практически все то некондиционное сырье, что невозможно переработать на крупных НПЗ: это тяжелая парафинистая или обводненная нефть, сливные нефтяные остатки, отработанные нефтепродукты, собранные на СТО, автомойках и АЗС. Также они могут перерабатывать и органические отходы.

Например, кафе и рестораны обязаны собирать отработанный жир, на котором готовилась пища. И его можно перерабатывать в дизельное топливо! В подходящее сырье могут быть превращены листва, древесина, пищевые отходы, – рассказывает Р. Фазлеев.

В зависимости от качества исходного сырья можно получить бензин с октановым числом 54-62. До получения необходимого качества топливо “догоняется” введением необходимых присадок. Например, смеси спиртов, которые получаются при переработке мазута. Тогда топливо будет соответствовать стандарту Евро-3 и Евро-4.

Современный мини-НПЗ – как конструктор: в основе у вас первичная разгонка нефти на продукты, с которыми можно работать и дальше

– Эти заводы очень легко перестроить для более глубокой переработки. Из мазута можно получать газойль, печное топливо, строительно-дорожный битум, минеральные масла, смеси спиртов. При депарафинизации выходит парафиновый гач, который с удовольствием покупают химические заводы. При гидроочистке выделяется комковая сера, которую также можно продать. Современный мини-НПЗ – как конструктор: в основе у вас первичная разгонка нефти на продукты, с которыми можно работать и дальше. Причем чем сложнее продукт, тем дороже он стоит и тем эффективнее ваше производство, – утверждает Р. Фазлеев.

По его расчетам, Казахстану вполне хватит 12–15 мини-НПЗ в разных регионах страны, чтобы закрыть дефицит ГСМ.

– В случае перебоев поставок топлива такой город, как Алматы, начинает сразу задыхаться. Но если близ города есть небольшой завод, то при остановках крупных НПЗ либо при перебоях в поставках топлива он будет покрывать какую-то потребность города, стабилизировать рынок, – считает эксперт.

Заводы есть – нефти нет

Надо сказать, что сегодня в Казахстане уже действует сеть мини-НПЗ из 33 предприятий, которые перерабатывают от 10 тысяч до 1 миллиона тонн нефти в год. Правда, большая часть из них простаивает. Да и правительство регулярно грозит их позакрывать. Но есть успешные предприятия, которые работают на зарубежные рынки.

Всю нефть, что добываем, мы продаем за рубеж. Себе оставляем немного. Поэтому для работы даже мини-НПЗ с его небольшой мощностью надо иметь железный контракт на поставку сырья

Самый крупный из них находится на станции Достык на границе с Китаем. Правда, вся продукция по контракту, заключенному на 5 лет, отправляется в Китай.

В 2010 году в Актобе местные предприниматели похвастались проектом строительства в регионе мини-НПЗ мощностью 250 тысяч тонн. Завод даже был включен в план форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) региона. Но через полгода предприятие разорилось, так как перебрало кредитов. В 2011 году в план уже республиканской программы ФИИР был включен проект НПЗ ТОО “Актобе нефтепереработка” мощностью 300 тысяч тонн. Но и он застопорился.

– По словам работников акимата Актюбинской области, основной причиной, по которой эти заводы так и не были построены, стала нехватка нефти на внутреннем рынке. Всю нефть, что добываем, мы продаем за рубеж. Себе оставляем немного. Поэтому для работы даже мини-НПЗ с его небольшой мощностью надо иметь железный контракт на поставку сырья. На ворованном сырье работать не сможешь – замучаешься легализовать продукт, – рассказал “Каравану” один из собеседников.

Что дешевле обойдется?

В 2009 году правительство Казахстана приняло Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов страны на 2009–2015 годы. Согласно ему три НПЗ планируется реконструировать к концу 2015 года с увеличением глубины переработки до 90 процентов. Стоимость этой программы, по сводным данным КМГ, составляет 4 миллиарда долларов, или 580 триллионов тенге.

Чтобы покрыть дефицит переработки в 7,5 миллиона тонн нефти, можно построить 15 мини-НПЗ каждый мощностью 500 тысяч тонн, вроде того, что стоит на станции Дружба. Стоимость технологического оборудования такого завода – 27 миллиардов тенге. Значит, стоимость 15 НПЗ составит 2,7 миллиарда долларов. Плюс еще примерно треть от этой суммы – затраты на строительство, монтаж оборудования и создание инфраструктуры. Всего около 3,6 миллиарда долларов.

Это сравнимо с затратами на модернизацию трех крупных НПЗ. Но эффект от их работы будет получен уже через год после начала строительства. Подобные проекты уже по силам казахстанскому бизнесу. Значит, появится большое количество продавцов ГСМ, что скажется на цене на топливо.

Это будут частные деньги, а не средства бюджета. А главное, весь рынок страны будет стабилизирован. Но для этого надо создать рынок нефти и рынок услуг по ее переработке.

Бозумбаев рассказал, когда заработает на полную мощность НПЗ в ЗКО

Завод должен завершить установку по производству дизельного топлива. Только после этого они станут на самом деле полноценным НПЗ, заявил министр энергетики.

О результатах переговоров с владельцами нового нефтеперерабатывающего завода в ЗКО сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев на расширенной коллегии ведомства.

“Перед ними мы поставили задачу завершить установку по производству дизельного топлива, тогда они станут на самом деле НПЗ. На данный момент они дизельное топливо производить не могут. После установки будут называться настоящим НПЗ мощностью 850 тысяч тонн. Как только они закончат установку, они получат паспорт от Минэнерго и незамедлительно следующим месяцем будут включены в график”, – заявил глава ведомства.

По данным Бозумбаева, все работы на заводе должны завершить за два месяца.

“Мяч на их стороне, они считают, что за два месяца закончат. А сейчас заставлять нефтяников поставлять (нефть. – Авт.) на какой-то завод, который не будет производить конечную продукцию, а будет сырьё на экспорт гнать, это неправильно”, – прокомментировал Канат Бозумбаев.

Кроме того, он сообщил, что с 1 января бензин К-2 не завозится в Казахстан.

“Если увидите, что кто-то продаёт 80-й бензин К-2, то смело звоните экологам в Министерство энергетики, это незаконно, – заключил министр. – Если какой-то мини-НПЗ сделал, то у него будут проблемы”.

В октябре 2017 года сообщалось, что в Западно-Казахстанской области нефтеперерабатывающий завод АО “Конденсат” загружен лишь на 30%. Причиной тому производители топлива называют недостаток сырья.

Как сообщили в АО “Конденсат”, предприятие имеет возможность выпускать до 15 тысяч тонн высокооктанового бензина в месяц. Но из-за дефицита сырой нефти достичь таких показателей ни разу не удавалось.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться ссылкой: