Переработка строительного мусора

Утилизация строительного мусора при дорожном строительстве

Установки от экстрасенса 700х170

Переработка строительного мусора

Утилизация строительного мусора — это насущная и популярная проблема в мегаполисах. До начала работ требуется продумать, какой из способов будет использован. Если продумать заранее, в каком месте сложить отходы и как осуществить транспортировку, ремонтные работы не затянутся.

Отличия от ТБО

В отличие от строительных отходов, бытовыми отходами считается все, что осталось после людей и не принесет пользы. Сюда относятся:

Переработка строительного мусора

  • Упаковки, картон.
  • Отходы пищевого производства.
  • Вся строительная продукция из пластмассы.
  • Элементы из стекла/металла.
  • Текстиль.
  • Кости.
  • Предметы из дерева.
  • Кожа, резина.

Строительными отходами названы те материалы, которые остались после ремонта. К ним относятся части бетонных конструкций, жестяная тара из–под краски, пыль от цемента, обои, металлическая арматура, гидроизоляционная пленка, утеплитель.

Классификация

Есть 3 группы классификации отходов, которые различаются по типу сырья:

  1. Крупногабаритный, который появляется при первичных работах (кирпич, арматура, бетонный блок).
  2. Среднегабаритные отходы, они появляются после использования строительных материалов (пленки от упаковки, обрезки, смола, панели из пластика).
  3. Мелкогабаритный мусор, возникает при отделке помещения (штукатурка, строительная пыль, кусочки обоев).

Отходы строительных материалов по опасности относят к 5 классу, поэтому они не будут приносить большого вреда, а восстановительный период равен 3 годам. Но учтите, что во время строительства нельзя исключать выделения от солей, газовых смесей, тяжелых металлов, кислотно-щелочных остатков.

По агрегатному состоянию бывает:

  • твердый мусор — имеет малую инерцию, безопасный для экологии;
  • жидкий мусор — имеет высокий уровень взрывоопасности, негативно воздействует на экологическую систему;
  • газообразный мусор — самый опасный, имеет высокий уровень пожарной опасности.

Последняя классификация по степени горючести делит отходы на виды:

А — парообразные и газообразные вещества, воспламеняются при температуре в +20…+25 градусов;

В — твердые легковоспламеняющиеся остатки (опилки, алюминий, пыль);

Г — масляные жидкости, все виды бензина, защитные покрытия;

По этой причине строительный мусор запрещено оставлять рядом с открытым огнем или электропроводкой. Утилизация строительного мусора сохранит чистоту и не нанести вред окружающей среде.

Нормативы

Есть 4 главных правила, которые касаются утилизации:

  1. Строительный мусор обязательно упаковывают в специальные мешки, чтобы он не распространялся по близлежащей территории.
  2. Нельзя использовать для утилизации строительного мусора контейнера, мусоропровод.
  3. Мусор после ремонта вредный для окружающей среды, поэтому нельзя производить вывоз на общую мусоросборку.
  4. Отходы можно выкинуть в специальные контейнеры для утилизации или отдать на переработку.

Обязательно придерживайтесь этих правил.

Переработка строительного мусора

Еще 10 лет назад отходы со стройплощадок вывозили на грузовиках и оставляли на площадках для ТБО. Экскаваторы ровняли мусор и площадка превращалась в фундамент для новых отходов. Но такая утилизация не давала возможности использовать для переработки пригодного сырья:

  • металлический лом в виде перил, профилей для перегородки и арматуры;
  • стекло;
  • все природные каменные материалы.

Этот метод разборки и утилизации использовали бы и сейчас, но вывозить отходы в таких количествах невозможно из-за ограничения количества площадок. Сейчас активно работают специальные предприятия и комбинаты, которые выполняют сбор, перевозку, сортировку, очищение и подготовку б/у материала к переработке.

Переработка строительного мусора
Это выгодно в экономическом плане. Рециклинг помогает не тратиться на выгрузку и грузоперевозку, так как каменные материалы не нуждаются в этом. После сноса одного здания на его месте строят другое. Переработка отходов позволяет получать щебень. Помимо экономии на логистике не требуется оплачивать размещение мусора на свалке, так как переработка происходит на месте образования.

Повторное использование

Вторичное использование строительных отходов позволяет использовать материалы, которые уже неполноценны, но имеют цену на 30–70% ниже. К ним относят:

  • бывший в использовании и снятый с дорог асфальт;
  • стекло любого цвета и вида;
  • цельный или битый кирпич;
  • железобетон;
  • изделия из пластика.

Использованные материалы применяют при строительстве новых зданий. Переработка вторичного сырья и повторное использование — это в разы дешевле, чем покупать новые материалы.

Утилизация отходов при строительстве дорог

По приказу Роспотребнадзора №225 используют недорогую и полезную процедуру по созданию грунта. Из полученных при дорожном строительстве отходов делают грунтовую смесь — смешивают растительный почвенный грунт с песком и улучшают его физико-химические свойства посредством нейтрализации известью, удобрениями минерального происхождения и компостирования. Полученный компост используют для лесного, дорожного и муниципального хозяйства, но для этого потребуется разрешение Роспотребнадзора.

Строительные компании и обычные люди должны знать, как обращаться с каждой категорией отходов. От утилизации зависит будущее, поэтому требуется сокращение и вторичное использование.

Утилизация и переработка строительного мусора Текст научной статьи по специальности « Строительство. Архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Смикалин Никита Сергеевич

в статье анализируются основные виды отходов , образующихся в результате процессов строительства , сноса, реставрации и реконструкции зданий. Приведены возможные пути переработки , утилизации мусора и иные меры.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Смикалин Никита Сергеевич,

Текст научной работы на тему «Утилизация и переработка строительного мусора»

УТИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА СТРОИТЕЛЬНОГО МУСОРА

Смикалин Никита Сергеевич – магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в статье анализируются основные виды отходов, образующихся в результате процессов строительства, сноса, реставрации и реконструкции зданий. Приведены возможные пути переработки, утилизации мусора и иные меры. Ключевые слова: отходы, строительство, утилизация, переработка, вывоз.

Высокий уровень строительной активности по всему миру приводит к большому объему образующихся строительных отходов, в связи с чем стоит вопрос об их вывозе, переработке для вторичного использования или утилизации (захоронение, сжигание и др.). Строительный мусор представляет собой отходы, образующиеся во время возведения зданий, ремонта и других работ.

Все проекты строительства, сноса, реставрации и реконструкции создают много отходов, включающие изоляцию, гвозди, электропроводку, бетон, арматуру, древесину, штукатурку, металлолом, цемент, стекло, асбест, кирпичи, различные упаковочные материалы (пленка, коробки, банки, поддоны). Статистки по их процентному распределению приведена на рисунке 1 [1].

^ Кирпич, бетон, асфальт ^Гипсокартон

Кровля У Металл – Картон и бумага

Рис. 1. Распределение строительных отходов

Все строительные отходы подлежат обязательному вывозу с площадок с последующей утилизацией, большая часть из которых подвергается захоронению на полигонах для твердых бытовых отходов или переработке с целью повторного использования [2].

Деревянные двери, стойки, арки, фермы, рамы, стропила, лестницы могут быть восстановлены и переработаны в древесину для новых строительных проектов. Цемент, кирпичи и штукатурка могут быть раздроблены и использованы на других стройках.

Дноуглубительные материалы — это материалы или объекты, которые перемещаются во время подготовки площадки для строительства или сноса. Эти материалы могут включать деревья, пни, щебень, грязь и камни. Если какой-либо из этих материалов может быть повторно использован или переработан, его доставляют на завод по переработке.

На площадках строительства, сноса, реставрации и реконструкции зданий часто образуются опасные отходы. Опасные отходы могут включать свинец, асбест, гипсокартон, разбавители краски, растворители, ртуть, флуоресцентные лампы и аэрозольные баллончики. Эти материалы должны быть утилизированы в соответствии со строгими государственными и федеральными законами, за несоблюдение которых предусмотрены штрафы.

Отходы, переработка которых для вторичного использования возможна, проходят следующие стадии на пути к их преобразованию в материалы для строительных работ: сбор, транспортировка, механическая и ручная сортировка, очистка, подготовка, и прочие действия, подготавливающие вторичное сырье, к переработке.

Ежегодно, отходы строительства занимают все большую площадь и их захоронение наносит вред для экологии, что имеет неблагоприятные последствия и для здоровья человека и для экологии в целом. В связи с этим, необходимы мероприятия по вторичной переработке строительного мусора [3].

1. Waste Awareness // What’s New in Eco-Materials. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://whatisnewinecomaterials.wordpress.com/2014/08/18/waste-awareness/ (дата обращения: 26.01.2019).

2. Hebel Dirk E., Wisniewska Marta H., Heisel Felix. Building from Waste: Recovered Materials in Architecture and Construction. Birkhauser Architecture, 2014. 200 с.

3. Кондратенко Т.О., Сайбель А.В. Оценка воздействия строительного производства на окружающую среду // Инженерный вестник Дона, 2012. № 4-2 (23).

Правила погрузки, вывоза и утилизации строительного мусора

Вывоз строительного мусора и мебели – профессиональная услуга, которая предлагается специализированными фирмами. Ею могут пользоваться частные и юридические лица. Вопрос утилизации отходов регулируется законодательно, поэтому со своего личного загородного участка или с производственной территории скапливающийся строительный мусор надо вывозить.

Законы РФ о мусоре предельно точно регулируют процессы, которые связаны с временным хранением и вывозом отходов стройки. За обнаруженные нарушения виновники наказываются серьезными штрафными санкциями. Организация вывоза отходов стройки должна происходить согласно действующим законам и правилам – вывозить можно самостоятельно или с помощью фирм, имеющих соответствующую лицензию.

Погрузка строительного мусора

Переработка строительного мусора

Перед тем как организовать вывоз строймусора, его нужно погрузить. Собирают отходы такого типа вручную или с помощью малых механизированных устройств (тачки, тележки и т.п.). Погрузочные работы проводятся с применением соответствующей погрузочной техники. Она необходима, чтобы погрузить негабаритные, крупногабаритные отходы, которых на стройке может быть множество.

К видам этой погрузочной техники можно отнести:

  • Вилочные погрузчики. Используются в складских помещениях для перевозки стеллажей и товаров, но отлично подходят для погрузки строительных отходов в мусорные контейнеры. Применяются обычно для погрузки мусора нормальной формы (поддоны, упаковки и т.д.).
  • Краны-манипуляторы. Работают в комбинации с грузовыми машинами. Оптимальный вариант, если надо грузить крупногабаритные отходы.
  • Телескопический погрузчик. Подходит для погрузки отходов весом до 2500 кг. Используется для перемещения обломков, бетонных плит и т.п.

Федеральный закон об уборке и вывозе мусора

Переработка строительного мусора

Вывоз мусора на свалку с места проведения строительных работ – услуга, которая регламентирована только в ЖК РФ. Это означает, что в российском федеральном законодательстве не описываются нормативно-правовые акты, связанные с вывозом, перемещением, утилизацией стройматериалов.

Вывозят отходы со стройки специализированные фирмы, а не государственные службы (например, МУП). Эти организации могут ставить ту стоимость, которую они считают нужной.

Собственники помещений в многоэтажных домах обязаны сами вывозить небольшие строительные отходы, либо договариваться об оказании подобных услуг со своей управляющей компанией.

С частного сектора

Переработка строительного мусора

Собственники загородных и частных домов не имеют права складировать бытовой мусор и отходы стройматериалов на общей территории. Законодательно запрещено складывать такой мусор у забора, возле дороги и т.д. Поэтому собственники частных домов обязаны самостоятельно нанимать специализированные фирмы для вывоза скопившихся отходов.

С объекта

Переработка строительного мусора

Процессы вывоза строительных отходов с промышленных и производственных объектов, площадок стройки и т.п. регулируются ФЗ «Об отходах производства и потребления». Юридические лица обязаны нанимать специализированные фирмы, которые будут осуществлять единовременный или систематический вывоз отходов со стройплощадок или иных объектов, где проводится строительство, ремонт, отделка, реставрация.

  • Отделочных материалов.
  • Кровли.
  • Остатки стеновых конструкций, плит из железобетона.
  • Бой каменной кладки и т.д.

Услугами таких специализированных компаний могут воспользоваться малые и крупные организации, занимающиеся строительством, ремонтом, отделкой, если требуется вывезти габаритный строительный мусор и негабаритные стройматериалы.

Для крупных компаний оптимальным решением видится сотрудничество со специализированными фирмами по вывозу мусора на постоянной основе. Фирмы могут предварительно установить специальные контейнеры в зонах формирования отходов (на стройплощадках). По мере наполнения емкостей, ответственные лица могут сообщить об этом, чтобы сотрудники утилизационной фирмы приехали и вывезли стройматериалы.

Утилизационные фирмы также принимают заявки, если требуется ликвидировать кучи строительных отходов, сформированные навальным способом. Для устранения такого мусора применяется спецтехника (могут использоваться и бульдозеры, самосвалы).

Класс опасности строительного мусора

Переработка строительного мусора

В российских законах о вывозе мусора нет четкой классификации строительных отходов по уровню их опасности.

Но существует примерное распределение такого мусора по классам:

  • Неопасный.
  • Малоопасный.
  • Умеренно опасный.
  • Высокой опасности.
  • Чрезвычайно высокой опасности.

В классы «неопасный» и «малоопасный» входят те виды отходов, которые потенциально не способны нанести вреда человеку или окружающей среде. Это кирпичный бой, бетонные остатки, раскроенные и ненужные отделочные или облицовочные материалы. Подобные остатки обычно перерабатываются, как и твердые бытовые отходы (ТБО), поэтому более 60% от их общего количества подходят для повторного использования (к примеру, в сфере дорожного строительства или устройства фундаментных оснований зданий). Обычно их вынос и погрузка выполняется простыми грузчиками и без применения спецтехники.

Умеренно опасные отходы со стройплощадок – это мусор, который представляет определенную опасность для природы и человека, поэтому нуждается в переработке по специальным технологиями, качественной утилизации и захоронении соответствующим образом.

  • Клеевые составы.
  • Растворители и аналогичные бытовые химикаты.
  • Кабельно-проводная продукция.
  • Герметики.
  • Асбестоцементные остатки и т.д.

Многие виды этих стройотходов, если не истек их срок годности, применяются для повторного использования при строительстве и устройстве различных конструкций. Особую ценность представляют старые и неиспользованные кабели, провода, шнуры, которые перерабатываются в объеме до 80% от общего количества.

Последние два класса отличаются повышенной опасностью. Они могут нанести вред человеку или окружающей среде, если не будут правильно утилизированы, переработаны или захоронены. Вывозить такие отходы могут специализированные фирмы, обладающие лицензией, имеющие спецтехнику. Вывозить опасный мусор простыми самосвалами законодательно запрещено.

Правила утилизации строительного мусора

Переработка строительного мусора

Отходы со стройплощадок могут быть утилизированы с применением различных технологий.

Чаще всего используются следующие методы:

  • Переработка во вторичное сырьё. Современный, экономически выгодный, безопасный способ, к использованию которого должны стремиться все российские предприятия и организации. Для проведения качественной переработки, полученные в результате деятельности отходы надо сначала отсортировать, этим могут заниматься предприятия сами или же заказывать такие услуги.
  • Сжигание. Высокотемпературная обработка ТБО – традиционный способ утилизации, но постепенно утилизационные компании от него отказываются, потому что при сжигании образуются вредоносные газы и пары. Методика экономичная, распространенная, подходит для утилизации отходов разного класса опасности, если процесс термической обработки полностью контролируется специалистами и автоматикой оборудования. Сжигать строительные отходы могут камерным или слоевым способами.
  • Захоронение. Если предполагается уничтожить несколько десятков тонн и кубов отходов со стройки, то возможна их утилизация с помощью захоронения. Способ недорогой, доступный в любом регионе нашей страны. Захоронение должно происходить в специально отведенных для этого местах вдали от населенных пунктов, водоемов, сельскохозяйственных угодий. Захоранивать строительный мусор допускается только на полигонах.
  • Брикетирование. Актуальный, распространенный в развитых странах мира метод. Технология заключается в том, что стройматериалы упаковываются в специальные брикеты, прессуются, обрабатываются. За счет этого существенно снижается количество остаточных материалов со стройплощадок примерно в 2-2,5 раза. Если мусор был предварительно отсортирован, то более 50% остатков могут быть использованы после брикетирования для вторичной переработки и повторного использования.

Опасные строительные отходы должны быть утилизированы наиболее подходящим способом, чтобы минимизировать вред окружающей среде. Оптимальное решение – переработка опасных остатков стройматериалов, химических составов. Более 50% подобных остатков подходит для повторного применения.

Переработка строительного мусора

Физическим и юридическим лицам, запрещено выбрасывать строительные отходы в непредназначенные для этого места (поля, леса, стихийные свалки и т.д.). Физические лица за подобные действия могут быть оштрафованы на сумму от 3 до 5 т.р. Должностные лица и предприятия штрафуются на сумму до 300 т.р. С учетом того, что примерная стоимость мусорного контейнера на 8-10 кубометров составляет 5-6 т.р., намного выгоднее купить его, заполнять и систематически вызывать утилизационные фирмы для вывоза.

Полигоны для строительного мусора

Переработка строительного мусора

Отходы со стройплощадок могут быть захоронены и утилизированы на стандартных полигонах для ТБО. Это специальные сооружения, которые предназначены для проведения изоляционных и обезвреживающих работ. Вывоз отходов на полигоны – это гарантия санитарно-эпидемиологической безопасности общества.

Физические лица не могут вывозить отходы со стройплощадок на полигоны самостоятельно, но можно воспользоваться услугами специализированных фирм.

Мусорные полигоны представлены в виде целого комплекса сооружений, каждое из которых предназначено для выполнения тех или иных функций. Деятельность полигонов лицензируется.

Вынос и вывоз мусора после ремонта квартиры (2 видео)


Переработка строительных отходов

Демонтаж любой строительной конструкции неразрывно связан с проблемой поиска максимально эффективного способа осуществления такого процесса, как переработка строительных отходов, особенно – принадлежащих к категории твёрдых. Как свидетельствует практика, наиболее целесообразно прибегнуть к их предварительному измельчению. А поскольку упомянутые отходы могут быть представлены не только вышедшими из строя железобетонными изделиями, но и различными видами пластика, деревом, асфальтом и т. п., то на первый план выдвигается вопрос об их разделении.

Сортировка – начальный этап процесса переработки строительных отходов

Переработка строительных отходов – этапы приёма сырья, его внимательной сортировки и другой подготовки, предшествующие собственно дроблению, грохоту, с ликвидацией металла, а также последующей транспортировке и складированию, очень важна. Явное изменение структурного состава отходов строительства (включая гидро- и теплоизолирующие материалы синтетического происхождения), реологические и прочностные характеристики которых далеко не постоянны, задачу утилизации строительного хлама не упрощает.

Переработка строительного мусора

Сортировка может потребоваться не только по принципу принадлежности к той или иной группе материалов, но и внутри отобранной группы – пофракционно. Подобный подход вызван возможностью использовать бетонный либо асфальтный щебень без дополнительной переработки – в процессе дорожных работ или при оформлении ландшафта. Сортировочные работы, во время переработки строительных отходов, крайне важны ещё и потому, что существенно облегчают операции последующего измельчения, гарантируя бесперебойную работу специализированного оборудования.

Оборудование для переработки строительных отходов

Кроме современных узкоспециализированных дробительных механизмов для переработки отходов, поставляемых известными производителями, зачастую встречаются и более универсальные варианты – дробильно-сортировочных приспособлений. Многофункциональные устройства активно используются и в горном деле, и на производствах, выпускающих стройматериалы нерудного происхождения, и во многих других сферах жизнедеятельности человека. Такие дробилки могут принадлежать к конусному, роторному, молотковому, валковому или щековому типу.

Переработка строительного мусора

Переработка строительных отходов на роторной и щековой технике применяема лишь при необходимости обработать мусор из бетонных и деревянных компонентов. Ударные биты роторной дробилки не обладают устойчивыми свойствами против механических повреждений, при соприкосновении, на большой скорости, с элементами металлической арматуры (внутри фрагментов железобетонных блоков).

Да и исходный материал в данном случае дробится чрезмерно мелко, что, во-первых, нецелесообразно, а во-вторых, существенно увеличивает образование пыли. Щековая дробилка справиться с бетоном вполне способна, но предсказать заранее, как поведёт себя его арматурная сетка в процессе разгрузки, не представляется возможным.

Переработка строительного мусора

Остальные дробильные установки окажутся в случае с ЖБИ при выполнении работ в такой сфере деятельности, как переработка строительных отходов будут бесполезными. Причины, правда, несколько различны, но объединены одной и той же предпосылкой – наличием металлической арматуры. Устройство конусного типа, не сможет вследствие данного обстоятельства, продвигать измельчаемый материал в рабочую камеру.

Молотковое приспособление имеет колосниковую решётку, сквозь которую арматурные элементы попросту не пройдут. Для валкового механизма, на случай попадания слишком длинной сетки арматуры в рабочую зону, потребуются валки с увеличенным диаметром, да и процесс загрузки её в подобных случаях сопряжён с немалыми трудностями.

Переработка строительных отходов

Очистка города от строительных отходов является неотъемлемой частью общей схемы санитарной очистки населённых мест от промышленных и бытовых отходов.

Основными требованиями к организации схемы очистки города от строительных отходов должны являться как экологическая безопасность, так и минимальные затраты с получаемой максимальной прибыли от реализации вторичных строительных материалов.

Ежегодно в стране образуется около 6 млн. тонн отходов бетона и железобетона, а в ближайшее время прирост объёма бетонного лома при разборке зданий и накоплении некондиционных конструкций достигнет 15-17 млн. т в год.

В настоящее время большая часть из образующихся в городах строительных отходов вывозится на полигоны и свалки, в том числе несанкционированные, что отрицательно сказывается на экологической ситуации в городах.

В то же время, отходы строительного производства представляют собой вторичное сырье, использование которого после переработки на вторичный щебень и песчано-щебёночную смесь позволит снизить затраты на новое строительство объектов города и, одновременно, позволит уменьшить нагрузку на городские полигоны, исключить образование несанкционированных свалок, а также сократить земляные ресурсы, отводимые под размещение новых свалок.

Виды и источники образования отходов. Строительные отходы образуются главным образом при выполнении следующих видов работ:

· реконструкция зданий и сооружений;

· ремонт зданий и сооружений;

· производство строительных материалов, деталей и конструкций;

При проведении указанных работ образуются: отходы бетона и железобетона; сколы асфальта; отходы керамзитобетона; отходы древесины; лом чёрных металлов; отходы рубероида; отходы битума (мастики); бой асбошифера; стеклобой; использованный санфаянс; бой кирпича; отработанный раствор и т.д.

Очистка города от строительных отходов предусматривает переработку части отходов во вторичное сырьё; вывоз и захоронение той части отходов, которая не может быть использована как вторичный строительный материал.

Преимущества рециклинга строительных материалов заключаются в следующем:

· отпадает необходимость захоронения на свалках;

· сберегаются сырьевые ресурсы;

· уменьшается необходимость в транспортировке отдельных видов сырья и отходов на полигоны захоронения;

· снижается нагрузка на природную среду в результате уменьшения добычи исходных материалов.

Переработка строительных отходов. Переработку бетонных и железобетонных изделий, полученных в результате сноса крупнопанельных жилых домов и промышленных сооружений, осуществляют на стационарных, сборно-разборных и мобильных (передвижных и самоходных) дробильно-сортировочных установках.

К стационарным относятся, как правило, установки, состоящие из двух или трёх модулей. В первом из них осуществляется приёмка и первичная переработка поступающих отходов. Стационарные установки имеют приёмный бункер, пластинчатый транспортёр, пост предварительной сортировки. Древесные материалы, пластмассу и прочие включения отделяют вручную.

Затем отходы поступают в дробилку, далее к магнитному сепаратору, где извлекаются все металлические включения. Подготовленная масса поступает на грохот, где разделяется на фракции, количество которых зависит от количества ярусов грохота. Крупные обломки, не прошедшие грохот, возвращаются обратно в дробилку или же подаются транспортёром во второй модуль установки, который по составу оборудования аналогичен первому.

Такие установки обычно размещают на пересечении крупных транспортных коммуникаций (автомобильных, водных, железнодорожных) вблизи городов. К размещению установок предъявляют такие же требования, как и к предприятиям стройиндустрии. На стационарные установки поступают предварительно отсортированные по видам строительные отходы: бетон, железобетон, кирпич, камень, асфальт и пр.

Сборно-разборные дробильно-сортировочные установки, как правило, состоят из компактных блоков, которые устанавливаются на заранее подготовленные фундаменты.

Поступающие строительные отходы сортируют с помощью экскаватора. Крупные громоздкие отходы, такие как ригель, плиты, панели откладывают для дальнейшего дробления гидромолотами или бетоноломателями, остальной материал подаётся в загрузочный бункер, откуда скребковым транспортёром поступает в сортировочный барабан, где происходит его разделение по фракциям. В процессе разделения отсасываются лёгкие фракции: дерево, бумага, пластмасса и др. При подаче материала к следующему посту производят отделение магнитным сепаратором металлических включений, а также ручную сортировку по извлечению деревянных элементов, картона и др. неминеральных отходов. Затем материал поступает в дробилку, где из крупных отходов получают щебень.

Сборно-разборные дробильно-сортировочные установки размещаются преимущественно в местах сосредоточения массовой переработки строительных отходов, как правило, в промышленных зонах или местах сноса микрорайонов крупнопанельных домов. К ним предъявляют повышенные (по сравнению со стационарными) экологические требования: минимальный уровень шума, замкнутый цикл отсоса воздуха с его очисткой от мусора и пыли, оборотное водообеспечение.

К третьему типу установок, перерабатывающих строительные отходы, относятся мобильные (передвижные самоходные) дробильно- сортировочные установки. Такие установки выпускаются на гусеничном и колёсном ходу. Мобильные установки состоят из смонтированного на шасси силового агрегата (обычно дизельэлектрического), приёмного бункера, дробилки, магнитного сепаратора, поста ручной сортировки, системы транспортёров, сортировочного барабана, раздаточного транспортёра.

Установка из транспортного положения переводится в рабочее состояние за 2-3 часа. Мобильные установки отличаются пониженной мощностью, малошумностью. Эти качества позволяют применять установки в условиях жилых кварталов, сноса рассредоточенных объектов, а также реконструкции ветхого жилого фонда и др.

Полученный после переработки мобильными установками вторичный материал используется в основном на засыпки котлованов, устройство дорог и проездов.

Технологические схемы переработки строительных отходов. Главная цель, которую преследуют фирмы, перерабатывающие отходы, – возможность выгодной продажи получаемых материалов, преимущественно щебня различных фракций и песка. Для достижения этой цели нужна уверенность, что засорённое посторонними предметами сырьё после переработки останется однородным по качеству щебнем и песком. При такой постановке вопроса становится необходимым изъять из помола посторонние включения: разрушаемые конструкции зданий, которые нельзя переработать в щебень, – сломанную арматуру, стекло, пластмассу, дерево, бумагу и т.д. Как правило, предусматривается выделение стальных элементов после первичного или вторичного дробления. В зависимости от состава перерабатываемых материалов и требований к продукции могут применяться различные технологии.

Значительное разнообразие вышеуказанного оборудования позволяет комплектовать технологические линии в соответствии с конкретными условиями:

· с одностадийным дроблением, без разделения на фракции и выделением отходов;

· с двухстадийным дроблением без сортировки;

· с одно – или двухстадийным дроблением и сортировкой при получении одной или нескольких фракций продукции.

Дробление является самым дорогим по стоимости процессом в связи с необходимостью замены быстроизнашивающихся частей, а также по расходу энергии. Поэтому основной принцип переработки строительных отходов – не дробить ничего лишнего. Кроме того, при дроблении однородных по размерам кусков получается наименьшее количество пыли, всегда нежелательной и невыгодной во всех отношениях: техническом, гигиеническом и экологическом. Отсюда вытекает второй принцип: разделение отходов по крупности с последующим дроблением.

Вышесказанное обуславливает следующую схему главных процессов переработки строительных отходов: подготовка материалов к первичному дроблению; первичное дробление; отделение металла; отсев мелкой фракции, удаление дерева и пластмассы; вторичное дробление; сортировка по фракциям.

Отходы бетона и железобетона. Технологический процесс переработки железобетонных изделий состоит из двух этапов: предварительного разрушения изделий с отделением арматуры и окончательного вторичного дробления отделённой массы бетона. Предварительное разрушение допускается производить любым рекомендуемым в строительной практике методом – механическим, гидродинамическим, взрывным, электроимпульсивным и другими способами, обеспечивающими извлечение и отделение арматурного каркаса от бетона со смесью. Механические комплексы обеспечивают предварительное разрушение железобетонных изделий с извлечением арматуры и последующей её утилизацией. Повторное дробление, измельчение и фракционирование заполнителей при механическом способе производится по технологии, аналогичной той, что применяется для получения заполнителей из природных каменных материалов. При производстве работ по разрушению железобетонных изделий рекомендуется предварительная сортировка по маркам бетона. Результаты исследований показали, что использование щебня из дробленого бетона возможно в производстве бетона, где рекомендуется использование в качестве заполнителя гравия.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта повторного использования бетона дало возможность применять в качестве заполнителя при приготовлении бетонной смеси дробленый бетон. (ГОСТ 26633–85). Одновременно в «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий сборного железобетона» были внесены и требования по вопросам утилизации бетонных отходов и некондиционного железобетона. Американские учёные, имеющие многолетний опыт переработки бетона, подчёркивают высокую экономичность процесса. Так, например, стоимость 1 т природного заполнителя составляет 3,3 долл., а 1 т вторичного заполнителя – 1,67 долл.

На основании анализа накопленного отечественного и зарубежного опыта можно сделать вывод, что полученный после переработки бетона вторичный щебень рекомендуется использовать при устройстве подстилающего слоя подъездных и малонапряжённых дорог, фундаментов под складские, производственные помещения и небольшие механизмы; при устройстве основания или покрытия пешеходных дорожек, автостоянок, прогулочных аллей, откосов вдоль рек и каналов; в приготовлении бетона, используемого для устройства покрытий пешеходных дорожек, внутренних площадок гаражей и сельских дорог; заводском производстве железобетонных изделий прочностью до 30 МПа.

Переработка старого асфальтобетона осуществляется методами холодной и горячей регенерации. При холодной регенерации предусматривается приготовление асфальтобетонной смеси на месте с добавлением битума и пластификаторов. При горячей регенерации асфальтобетонные смеси из новых и повторно используемых материалов готовятся горячим способом на асфальтобетонном заводе, количество повторно используемых материалов обычно достигает 50-60 %. Поэтому на асфальтобетонных заводах в настоящее время обязательно предусматривается технология повторного применения асфальтобетона.

Древесные материалы. При сносе крупнопанельных домов отходы древесины составляют до 5 %, а при реконструкции – до 30 %. К числу этих отходов относятся: элементы встроенной мебели крупнопанельных зданий; столярные изделия, полы, а также строительные леса, поддоны, опалубка и т.д. Эта древесная масса может быть использована для получения так называемой дроблёнки в качестве сырьевого материала. Поступающие отходы древесины дробятся и направляются в бункер древесных отходов. В бункере древесные отходы подвергаются гидролизу, т.е. обработке паром, создаваемым автономным парогенератором. В нижней части бункера продольно по отношению к приёмному «окну» расположены несколько пар встречающихся валов (рыхлители) с размером пропускной ячейки 160 мм. Рыхлители обеспечивают следующие функции: «затягивание массы», первичное измельчение (калибрование массы), просыпь калиброванной массы на расположенный под ним ленточный конвейер. Конвейер обеспечивает перемещение массы, причём на приводном барабане конвейра расположены постоянные магниты. Удерживаемый магнитом на вращающемся барабане металл отделяется от него специальными отбойниками. Расположенный последовательно за конвейером ленточный транспортёр перемещает массу древесных отходов в молотковую дробилку, где она измельчается до фракций размером не более 10 мм и далее поступает в термополидезинтегратор.

Термополидезинтегратор состоит из пяти моноблоков, расположенных друг под другом на единой боковой оси – стойке, обеспечивающих ступенчатый размол сырья рабочими лопастями ножей до фракций на выходе с размером частиц не более 0,01 мм. Ножи сопредельных моноблоков имеют разнонаправленное вращение, создавая ударно-режущий эффект «суммированных скоростей», воздействующих на массу, причём число оборотов и количество ножей на валах от секции к секции возрастает. В нижней части данного модуля расположен теновый нагреватель с температурой в рабочей зоне 160-170 °С, через который подаётся воздушный поток, создаваемый вентилятором, этим обеспечивается интенсивное просушивание массы во взвешенном состоянии и её пневматическая передача в накопительный бункер.

Из бункера в дозированном виде древесная масса подаётся в смеситель, где в шихту вносятся добавки (3-4 %-ные растворы фтористого натрия (антисептик), соли аммония (антипирен), а также вода. Подача в смеситель основного сырья, добавок и воды осуществляется дозатором. В смесителе рабочая масса перемешивается до однородного гомогенного состояния и подаётся на горизонтальный пресс высокого давления, который осуществляет прессование профильных заготовок (основы декорпанелей заданной длины).

Фарфоро-фаянсовые отходы. Опыт использования отходов фарфорофаянсовой промышленности известен как в России, так и за рубежом.

Интересен опыт Ангренского керамического комбината, использующего отходы, образующиеся при обжиге санитарной керамики. Количество таких отходов на предприятии составляет 60 т/месяц. Эти отходы используются для приготовления литейной массы. Ещё 60 т/месяц образуется на переделах литья и сушки. Эти отходы после роспуска, фильтр-прессования и промина полностью возвращаются в производство в качестве массы для изготовления товаров народного потребления: декоративных ваз, чайников, пиал.

Отходы завода санитарных приборов г. Лобня Московской области повторно используются при производстве керамики. Технология переработки отходов включает: измельчение на щековой дробилке, измельчение на бегунах, измельчение в шаровой мельнице сухого помола. Далее измельчённые отходы направляются в шаровую мельницу мокрого помола, где перемалываются с основной массой, идущей на изготовление керамики. За рубежом существует несколько направлений по использованию фарфоро-фаянсовых отходов: в Болгарии разработан состав шихты для производства облицовочных декоративных керамических плиток, куда входят следующие отходы: 20-80 % санитарно-технической керамики, 40-90 % фаянсовой плитки, 10-70 % фарфора, 5-30 % листового стекла, 10-40 % тарного стекла, 10-20 % стеклянных абажуров. Материалы измельчают отдельно друг от друга на бегунах или шаровой мельнице до размеров частиц не более 5 мм, после чего смешивают в определённом соотношении и гомогенизируют. К смеси могут быть добавлены и отходы металлургической промышленности (например, шлаки) или приготовленные специально для этой цели красители. Изделия формуют путём полусухого прессования или шликерного литья. Готовую продукцию можно использовать в качестве декоративного материала.

Переработка полимерной части отходов. При реконструкции и сносе жилых зданий образуются следующие виды полимерных отходов:

· линолеум и полимерная плитка;

· пластмассовые трубы водоснабжения и канализации;

· поручни перил лестничных маршей.

Линолеум и полимерная плитка. Линолеум и полимерная плитка, образующиеся при сносе зданий, изготовлены из пластиков поливинилхлорида, они бывают основные и безосновные. Обычно линолеум и полимерная плитка загрязнены остатками мастик, используемых для их укладки, и как вторичное сырьё ценности не представляют. Эффективных технологий для переработки линолеума и плитки в настоящее время нет. Возможно использование этих отходов в измельчённом виде как добавок при производстве афальтобетонных смесей.

Поручни перил лестничных маршей изготовлены из пластиков, поливинилхлорида. Поручни могут быть переработаны во вторичное сырьё измельчением на роторных дробилках типа ИПР-400, ИПР-300.

Пластмассовые трубы водоснабжения и канализации и электропроводки. Пластмассовые трубы изготавливаются из поливинилхлорида, полиэтилена высокой и низкой плотности. Пластмассовые трубы из поливинилхлорида как вторичное сырьё ценности не представляют. Пластмассовые трубы из полиэтилена низкой и высокой плотности могут быть переработаны во вторичное сырьё измельчением на роторных дробилках типа ИПР-400, ИПР-300.

Строительные отходы

Сейчас во многих странах мира активно проводится строительство, не только жилых, но коммерческих и промышленных объектов. Увеличение объемов строительства соответственно повышает количество строительных отходов. Чтобы контролировать его численность, необходимо проводить утилизацию этой категории мусора либо актуализировать переработку и вторичное его использование.

Классификация строительных отходов

На строительных объектах выделяют отходы следующих категорий:

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

  • Крупногабаритные отходы. Это элементы сооружений и конструкций, которые появляются в результате сноса зданий.
  • Упаковочный мусор. Обычно в этот класс входит пленка, бумага и другие изделия, в которые упакованы стройматериалы.
  • Прочий мусор. В этой группе пыль, обломки, крошки, все, что появляется в результате отделки.

Эти виды отходов появляются на разных этапах строительного процесса. Кроме этого мусор классифицируют по материалам:

p, blockquote 3,0,1,0,0 –>

  • металлические изделия;
  • бетонные конструкции;
  • блоки железобетонные;
  • стекло – цельное, битое;
  • древесина;
  • элементы коммуникаций и т.д.

Методы переработки и утилизации

В различных странах строительные отходы утилизируют или перерабатывают для вторичного использования. Материалы не всегда приводят в начальное состояние. В зависимости от изделия, его могут применять для получения других ресурсов. Например, из железобетона получают железную арматуру, раздробленный бетон, что пригодится в дальнейших этапах строительства.

Из всего, что содержит битум, возможно получить битумно-полимерную мастику, битум-порошок, массу с минералами и битумом. В последующем эти элементы широко применяются в строительстве дорог и для создания изоляционных элементов.

Ранее специальная техника собирала отходы со стройплощадок, отвозила на полигоны и утилизировалась. Для этого использовались экскаваторы, которые дробили и разравнивали отходы, и в дальнейшем к ним сбрасывался и другой мусор. Сейчас утилизация осуществляется с помощью современного оборудования. Для дробления глыб применяются гидравлические ножницы или машина с молотом. После этого используется дробильная установка, которая разделяет элементы на нужные фракции.

Поскольку с каждым годом становится все труднее уничтожить строительные отходы, нередко их перерабатывают:

p, blockquote 7,1,0,0,0 –>

  • собирают;
  • перевозят на перерабатывающие заводы;
  • сортируют;
  • очищают;
  • готовят к дальнейшему использованию.

Развитие отрасли в разных странах

В странах Северной Америки и Европы стоимость выброса строительного мусора значительно выше его утилизации. Это мотивирует строительные компании не накапливать отходы на полигонах, а использовать их для получения вторичного сырья. В дальнейшем использование этих материалов значительно сократит бюджет, ведь их стоимость ниже новых стройматериалов.

Благодаря этому, в Швеции, Голландии и Дании перерабатывается 90% мусора со стройки. В Германии власти запретили складировать мусор на полигонах. Это позволило найти применение переработанных отходов. Значительная часть строительных отходов возвращается в строительную индустрию.

Вторичное использование

Вторичное использование является реальным способом решения проблемы строительных отходов. При сносе сооружений, глину, щебень, песок, дробленые кирпичи используют для дренажных систем и выравнивания различных поверхностей. Эти материалы можно раздробить на разные фракции. Они также применяются для изготовления бетона. В зависимости от состояния конструкций, их можно использовать для выравнивания дорог. Особенно такая переработка материалов актуальна для стран, в которых мало карьеров по добыче камня.

При сносе домов нередко снимается и асфальтное покрытие. В дальнейшем его используют для изготовления новых дорог, как самого покрытия, так скосов, насыпей и подушек.

Целесообразность вторичного использования отходов заключается в следующем:

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

  • экономия средств на покупке новых материалов;
  • сокращение количества мусора в стране;
  • уменьшение нагрузки на экологию.

Регламент по обращению со строительным мусором

В России существует регламент обращения со строительными отходами. Он способствует обеспечению экологической безопасности и защищает природную среду от вредного влияния мусора. Для этого ведется учет обращения с отходами:

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

  • какое количество собрано;
  • сколько отправлено на переработку;
  • объем отходов для вторичного использования;
  • произведено ли обеззараживание и захоронение мусора.

p, blockquote 14,0,0,0,1 –>

Как обращаться со всеми категориями материалов должны знать не только строительные компании, но и обычные люди, которые занимаются ремонтами и строительством. От утилизации строительных отходов зависит экология нашей планеты, поэтому их количество нужно сокращать и по возможности вторично использовать.

К вопросу о переработке и утилизации строительного мусора

Переработка строительного мусора

Делибалтов Максим Борисович,
магистрант
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет
E-mail: mdelibaltov@mail.ru

Delibaltov Maxim Borisovich,
master of SPSUACE
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
E-mail: mdelibaltov@mail.ru

Обращение с отходами строительного производства на территории Российской Федерации регламентируется федеральным законом No «Об отходах производства и потребления» [1]. В данном законе указанно, что при производстве строительных работ, в процессе которых образуется строительный мусор, индивидуальными предпринимателя и юридическими лицами должны быть соблюдены федеральные нормы и правила и прочие требования в области обращения с отходами.

На территории г. Санкт-Петербург обращение со строительными отходами осуществляется в соответствии с Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15 мая 2003 г. No (ред. от 14.12.2006) «Об утверждении правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге» [2] (далее — «Правила. »).

В «Правилах. » определены нормативы и требования по обращению со строительными отходами. Сбор и хранение строительного мусора должен осуществляться отдельно по видам и классу опасности. Вся ответственность возлагается на лиц, деятельность которых в ходе строительного производства и привела к образованию строительного мусора.

В первую очередь строительный мусор должен направляться на переработку и вторичное использование, при условии наличия в городе соответствующих фирм. Отсыпка или рекультивация территорий строительным мусором разрешена только в случае соответствия данных отходов нормативам санитарной защиты окружающей среды.

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду весь строительный мусор можно подразделить на пять классов опасности.

Основную часть строительных отходов можно разделить на несколько видов — грунт, бетон, железобетон, кирпич, асфальтобетон, древесина, металл и прочие.

Оценка компонентного состава строительного мусора, позволяет разделить общий объем потока строительных отходов на два вида — возможный объем для переработки отходов, который составляет 12 % и грунт — 88 %. Т.к. грунт в переделах города не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам РФ содержания загрязняющих веществ в почве [3], следовательно, он не может быть вовлечен в рециклинг без предварительной очистки.

Повторное использование грунта можно подразделить на несколько этапов:

Срезка растительного слоя проводится еще на первоначальных этапах земляных работ. Для сохранения корневой системы растительного слоя необходимо соблюдать правильность технологии срезки. Работа проводится аккуратно, на глубине 15 см. Технология предполагает снятие дерна прямоугольными пластами. Для возможного дальнейшего использования данного слоя предполагается отдельное хранение.

• Грунт для обратной засыпки и уплотнения основания

Засыпка фундамента производится только качественным однородным грунтом без примесей и постороннего строительного мусора.

• Перераспределение по периметру строительной площадки

Часть грунта можно использовать для создания ландшафтного дизайна территории. Но это не идеально решение, т.к. высоким качеством обладает в основном только верхний слой грунта.

• Вывоз на полигон оставшегося грунта

После проведения всего цикла земляных работ, оставшийся грунт вывозится на полигон для дальнейшей утилизации.

Предварительная очистка значительно удорожает стоимость грунта при вторичном использовании, а технологии переработки грунта в настоящее время позволяют использовать только плодородный слой почвы.

Потенциально возможный объем переработки составляет 12 %. И стоит понимать, что вторичное сырье — неполноценный материал для строительства. Стоимость таких отходов весьма низкая и область применения ограничена. Однако основной объем образующихся твердых строительных отходов (кирпич, бетон, железобетон и дерево) возможно использовать в качестве сырья для получения строительных материалов различного назначения. Так бетон после переработки в щебень можно использовать как засыпку для дорог, переработанный асфальт заново используют при строительстве дорог, однако перед этим его необходимо обработать при крайне высоких температурах, железобетонные строительные отходы перерабатывают во вторичный щебень с помощью мобильных дробильно-сортировочных комплексов.

В настоящее время основной объем строительного мусора передается для использования на карьеры и полигоны, что позволяет снизить общую площадь полигонов для размещения строительных отходов, что в свою очередь позволяет сохранить площадь земель сельскохозяйственного назначения. Однако по данным комитета образование строительных отходов в городе составляет порядка 5 млн кубометров. При этом комитет с января получил полномочия по установлению нормативов образования отходов и лимитов по строительным отходам класса опасности. Большая же часть строительного мусора это класс: грунт, бой кирпича и бетона. Лимит на данные виды отхода комитет установить не может. По данным на 2017 г. в городе зафиксировано более трехсот несанкционированных свалок, на 80% которых преобладает строительный мусор, а на 20% только строительные отходы.

Анализ объемов образования и переработки строительного мусора показывает необходимость стимулирования энергоэффективности строительного производства и внедрения новых технологий, с целью обеспечения ресурсосбережения и снижения негативного воздействия на окружающую среду. Снижение санитарно-эпидемиологических нормативов к качеству почвы на территориях городов РФ, которые значительно превышают европейские нормативы, позволит решить проблему избыточного образования грунта при производстве земляных работ. Так же проблему с ростом образования отходов может решить, установленный лимит на образование не только первых классов опасности, но и класса строительного мусора. Необходима государственная поддержка и поощрение вторичной переработки отходов и повторного использования материалов, а также пересмотр законодательства, регулирующего обращение с различными видами строительного мусора. Необходимо создать условия, при которых переработка и повторное использование отходов стали более выгодными с экономической точки зрения, чем захоронения строительного мусора на полигонах твердых отходов.

Заказчик не оплачивает нам расходы на утилизацию строительного мусора

Вопрос от подрядной организации. При выполнении работ по реконструкции здания возникают большие расходы по вывозу строительного мусора от разборки старых конструкций реконструируемого здания. Заказчик оплачивает расходы на перевозку мусора по ценам из Сборника средних сметных цен (ССЦ), выпускаемого Региональным центром. По факту нам приходится заказывать 27-кубовые контейнеры, и стоимость этих услуг намного больше, чем цены (тарифы) из ССЦ. И еще Заказчик не оплачивает нам расходы на оплату полигонов (свалок) за утилизацию строительного мусора.

Можете ли Вы прокомментировать несоответствие сметной стоимости перевозки мусора по ССЦ и реальной стоимости услуг по вывозу мусора контейнерами?

Сметные цены на перевозку строительного мусора автомобильным транспортом по Сборнику средних сметных цен, выпускаемого Санкт-Петербургским Региональным центром по ценообразованию в строительстве, определяются по таблице на перевозку грузов автомобилями-самосвалами. В стоимости перевозки груза учтена оплата за перевозку грузов, простои в местах погрузки и разгрузки, доля порожнего пробега от места базирования автотранспорта до пункта первой погрузки и от пункта последней разгрузки до места базирования автотранспорта. Кроме того, в стоимости перевозки грузов учтены накладные расходы в размере 120 % и сметная прибыль в размере 65 % от фонда оплаты труда водителей.

Если перевозка осуществляется специализированным транспортом, провозная плата исчисляется с учетом надбавок за перевозки грузов в специализированном подвижном составе из таблицы 2.5:

Типы специализированного подвижного состава

Автомобили, оборудованные грузоподъемными устройствами (дополнительно к установленным надбавкам) и съемными кузовами

В том случае, если подрядная организация не занимается вывозом строительного мусора своим автотранспортом, а нанимает для этого специализированную организацию, оказывающую услуги по перевозке мусора, нужно понимать, что в стоимости оказываемых сторонней организацией услуг, кроме транспортных расходов, учтены накладные расходы и прибыль этой организации в больших размерах, чем это учтено ценами ССЦ, а также затраты на утилизацию строительного мусора на полигонах (свалках). По этой причине, некорректно сравнивать цены на перевозку строительного мусора из ССЦ с ценами услуг специализированных организаций.

Затраты по утилизации мусора, прежде всего, должны быть учтены в сметной документации, как «прочие» в 9 главе Сводного сметного расчета. Указанные затраты Заказчик должен оплачивать Вам, но при этом он вправе потребовать подтверждения оплаты данных услуг.

Ниже приведено извлечение из письма Минрегиона от 03.05.2011 №11086-ИП/08:

«Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления, согласно действующему законодательству включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Затраты на размещение и утилизацию (обезвреживание) строительного мусора, загрязненного грунта и отходов определяются сметным расчетом на основании данных раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации, а в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства также описания решений по вызову, дезактивации и утилизации отходов и загрязненных грунтов, приводимого в разделе 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», и справки (калькуляции) предприятия о стоимости размещения и утилизации строительного мусора и отходов. Затраты, связанные с оплатой указанных услуг определяются расчетами и учитываются в соответствии с п. 4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в главе 9 «Прочие работы и затраты» (гр. 7, 8) сводного сметного расчета стоимости строительства. Затраты по погрузке строительного мусора и материалов негодных для дальнейшего применения, образовавшихся в результате разборки зданий, конструкций и оборудования, в транспортное средство и его вывозке со строительной площадки к месту складирования или на свалку определяются по действующим тарифам и учитываются в локальных сметах.

Взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены.».

Современные способы утилизации строительных материалов

Секция: Науки о Земле

Переработка строительного мусораПереработка строительного мусора

Переработка строительного мусораПереработка строительного мусора

Переработка строительного мусора

XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Современные способы утилизации строительных материалов

В данной статье рассматриваются современные методы утилизации строительных отходов. Целью статьи является анализ изучения эффективных способов переработки отходов. Особое внимание уделено вторичной переработки ­­­– рециклингу и передовым система переработки строительного мусора.

Утилизация строительных отходов – является одной из главных проблем в сфере улучшения экологической ситуации. Ежедневно производится большое количество строительных отходов, которое нужно утилизировать. Но к сожалению, нынешние методы утилизации зачастую не эффективны и не дают в результате ожидаемого эффекта – чистоты окружающей среды.

Так, например, стандартным способом сноса здания считается его демонтаж. При этом образуется огромная куча строительного мусора, которую самосвалами вывозят в места утилизации. Проблема в том, что подобных мест с каждым годом становится все меньше и меньше. И это при том, что снос зданий очень прибыльный бизнес. Объемы застройки постоянно растут, и вместе с ними растет количество сносимых зданий. А невозможно представить сколько образуется строительного мусора при строительстве различных зданий и сооружений. Значит нужно эффективно перерабатывать строительные материалы. Так какие же существуют эффективные способы утилизации строительных отходов?

Сейчас мы рассмотрим, как происходит переработка строительного мусора (рециклинг). Эта процедура обеспечивает повторное использование уже бывших в употреблении материалов – старого асфальта, стекла, железобетонного лома и пластика, кирпича и т.д. Рециклинг позволяет значительно экономить средства: материал не нужно вывозить со строительной площадке, то есть тратить деньги на погрузку, транспортировку и разгрузку, не нужно оплачивать место на свалке[1]. К примеру, покупатели вторичного асфальта или арматуры для вывоза могут использовать собственный транспорт.

Там, где производился снос сооружений, всегда предполагается новое строительство. А значит, будет необходим бетон. При производстве бетона выгоднее и дешевле добавлять в него дробленый бетон, чем использовавшийся ранее портландцемент. Пылевидный наполнитель по характеристикам ему не уступает, а делает материал в итоге более прочным.

А для этого нужна специальная техника. И действительно, в мире придумали специальные машины для переработки бетона. Техника, призванная обеспечить переработку бетона, – это специальная установка (в ней бетон разделяется на компоненты) и погрузчик вакуумный. Преобразование отходов осуществляется сразу на заводах, вторичное использование шлака позволяет сэкономить на изготовлении новых объемов, а непригодной массы при этом не остается. Так, например, корпорация Fangyuan Group на основе собственных разработок, с применением технологии модульной функциональности, обладающая умной системой управления и высокой эффективностью разработала автоматическую систему рециркуляции отходов бетона THF30 (Рис.1). Основное назначение комплекса заключается в промывке, разделении и вторичном использовании не нужного бетона. Может применяться для полной переработки утильсырья, оставшегося после промывки смесителя РБУ, для переработки отходов производства, утильсырья и остатков бетона из автомиксера. Система производит промывку и разделение бетона на твердые составляющие. Тщательная переработка утильсырья, до последней капли воды, и до последнего камушка, а затем и их вторичное использование, позволяют значительно сэкономить на расходных материалах, сократить себестоимость производства, улучшить экологическую ситуацию, и получить хорошую экономическую выгоду. Данное оборудование разработано в интересах защиты окружающей среды, и в полной мере соответствует всем современным требованиям, предъявляемым к компаниям данной сферы деятельности. Посредством вторичного использования сырья, система рециклинга позволяет создать «зелёное» и экономичное производство[2].

Переработка строительного мусора

Рисунок 1. Система переработки отходов ТHF30

Окромя бетона, также основные отходы строительства, которые остаются после сноса дома, это железобетон, то его применение особенно важно. Для этого используют специальные гидравлические машины типа молота или гидравлических ножниц (Рис.2), они разбивают или измельчают слишком большие глыбы. Далее, работает дробильная установка (Рис.3), дающая на выходе продукт нужной фракции.

Кроме фундамента, отходы строительства, применяют на прокладывание временных дорог через болота. Также утилизация строительных отходов подобным образом, может послужить отличным материалом для заполнения ненужных пустот или котлованов.

Переработка строительного мусора

Рисунок 2. Гидроножницы

Переработка строительного мусора

Рисунок 3. Дробильная установка

Такие отходы строительства, как асфальт, применяют на строительство дорожного покрытия, предварительно обработав термически при высокой температуре, позволяющей расплавить смолистое вещество. Ещё в случае потери вязкости или других качеств, в асфальт добавляют специальные укрепляющие и бетонирующие вещества.

Доктор Жанпинг Ю (Zhanping You), инженер-нефтяник, доктор философии, профессор машиностроения в Мичиганском технологическом университете, провел обширное исследование на тему вторичной переработки асфальта. Исследование доктора Ю показывает, что «асфальт – материал на 100% годный к переработке» и «является наиболее перерабатываемым материалом в Соединенных Штатах». Рециклинг асфальта – обычная практика в асфальтовой промышленности. Типичные методы переработки асфальта включают: 1) удаление и переработку кусков асфальта в новой партии горячей асфальтовой смеси, 2) измельчение асфальтового покрытия и его переработка для немедленной укладки. Практика, которая не так популярна, представляет собой локальную, ночную переработку старого асфальта, для ремонта выбоин, с целью сокращения стоимости обслуживания. Широкое распространение получила регенерация материала асфальтобетонных покрытий методом горячей переработки. Горячая регенерация производится в существующих смесительных установках периодического действия. Эти установки при небольших затратах могут быть переоборудованы в регенерационные. Метод позволяет использовать 20–30% снятого асфальтобетона. Асфальтобетон в кусках предварительно подвергается измельчению в дробилках. Материал, полученный с помощью холодного фрезерования, не измельчается, а добавляется к свежим и уже прошедшим через сушильные барабаны минеральным материалам, потом направляется в дозаторы и, наконец, непосредственно в смеситель с принудительным перемешиванием.

Горячая регенерация в специальных барабанах смесительных установок позволяет перерабатывать до 100% старого асфальтобетона без добавления новых заполнителей. Материал нагревается путем теплообмена от перегретого щебня и косвенным путем. При непосредственном нагреве барабаны одновременно загружаются старым асфальтобетоном и новыми материалами. После этого он используется при строительстве объездных путей и на других подобных объектах.

В мире ученые разработали технологию строительства домов с помощью 3D-принтера (Рис.4), который использует переработанные отходы в качестве сырья. Расскажем о них поподробнее.

Китайские разработчики являются первопроходцами в этом направлении строительства. Они создали технологию, согласно которой можно за сутки возвести дом. Другое дело, что строение будет бюджетным и с присущими данной категории недостатками дешевого жилья. В качестве основы для строительной массы в данном случае используется не только бетонная смесь, но и экологически чистые промышленные отходы. Такое решение обусловлено стремлением к удешевлению процесса.

Переработка строительного мусора

Рисунок 4. 3D-принтер

В заключении хотелось бы отметить, что с каждым годом все больше используются современные технологии переработки строительного мусора. Благодаря повторной переработке отходов экологическая ситуация на сегодняшний день заметно улучшилась по сравнению с 2013 годом. Рециклинг отходов играет огромную роль и для строительных фирм, которые экономят свои средства на закупке сырья. Мы надеемся, что в будущем, на всех стройках будут применяться 3D-принтеры, которые решат проблемы стоимости жилья, а также проблемы образования отходов при строительстве домов.

Утилизация строительного мусора: вопросы и ответы

Содержание статьи

Переработка строительного мусора

Основные варианты утилизации строительного мусора

Помните, что часть строительного мусора следует не выбрасывать, а отправлять на переработку, чтобы впоследствии материалы можно было использовать повторно. Если вы планируете так поступить, вам придется разделить мусор на две категории. На переработку можно отправить разнообразные металлические отходы, в число которых входят куски труб, арматуры, части металлических конструкций, уголки и многое другое. Также в эту категорию входят куски бумаги, картона, древесины, пластика, резины и стекла. Разделите весь мусор и одну часть отправьте на уничтожение, а другую – на переработку для повторного использования.

Утилизация строительного мусора может проходить не только путем переработки. Та его часть, которая не имеет потребительской ценности, подлежит уничтожению, нужно только подобрать подходящий способ. Во-первых, можно сжечь часть мусора. Проблема заключается в том, что при этом в атмосферу попадут продукты сгорания, которые могут оказаться токсичными. Во-вторых, мусор можно компостировать. Этот вариант удобен, если отходы не отличаются твердостью. В-третьих, можно применить один из наиболее популярных вариантов – захоронение в специально отведенном для этого месте.

Есть два хороших способа сэкономить при использовании строительного мусора. Во-первых, его можно продать. Многие люди покупают для своих целей битый кирпич, щебень и другие отходы. При этом у вас будет возможность договориться о самовывозе – это решит большую часть проблем с избавлением от строительного мусора. Во-вторых, некоторые отходы можно использовать повторно, если на площадке ведется не только демонтаж старых конструкций, но и строительство новых. Часть мусора перерабатывается прямо на месте. Например, железобетонные конструкции сортируют, после чего наиболее крупные куски дробят с помощью гидромолота и другой спецтехники.

Что нужно учитывать при утилизации строительного мусора

Некоторые строительные отходы трудно даже вывезти с площадки, поскольку они отличаются слишком большим объемом и весом. В таких случаях нередко используется специальное оборудование. Например, есть дробилки, которые позволяют не только измельчить материалы, но и отделить металл от бетона или выполнить другие работы. Это значительно упрощает процесс дальнейшей утилизации отходов. Когда возникает необходимость в такой переработке, уместно не покупать спецтехнику, а брать ее в аренду.

Важно обеспечить своевременную обработку и утилизацию строительного мусора. Если отходов будет слишком много, работать станет гораздо труднее. Если же проводить утилизацию часто, уничтожая небольшие партии мусора, это будет неэкономично. Важно найти компромисс в этом вопросе.

Поделиться ссылкой: